Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Двигательная активность

Дата: 13 ноября 2017 в 11:06
Автор: Пугач В. В.

Родителям  о развитии двигательной активности детей

Детскими психологами и педагогами давно замечено, что ребенок, мало что умеющий делать, с трудом справляется с новыми действиями. И наоборот, тот, кто владеет большим количеством движений, быстрее и легче усваивает новые. Если проанализировать ряд действий ребенка, то можно заметить, что они складываются из однородных движений, выполняемых в разных комбинациях и пространственно-временных соотношениях (разное направление, скорость, амплитуда). Новое действие – это своеобразная комбинация хорошо усвоенных движений с учетом изменившихся условий, интересов. Есть основные, «узловые» движения, без которых сложные действия невозможны.

Такими для дошкольников являются простейшие виды всех основных движений: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание. Чем больше знает ребенок разных видов и способов движений, тем в большей степени движения становятся для него орудием самовыражения, общения со сверстниками, ориентировки в окружающем мире.

В общей сложности двигательная активность детей должна составлять около 60 % периода бодрствования.

По степени подвижности малыши резко отличаются друг от друга. Например, суточный объем двигательной активности у разных детей в двухлетнем возрасте колеблется от 2,5 до 15 тысяч условных шагов. По характеру двигательного поведения детей принято делить на три группы:

-оптимально подвижные;

-малоподвижные;

-гиперподвижные.

Оптимально подвижные дети отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина группы или чуть больше. При оптимально созданных условиях они самостоятельно активны. Движения их достаточно развиты, уверенны, целенаправленны, четки. Их двигательная активность саморегулируема, не требует особого внимания взрослых.

Наиболее заметны в группе гиперподвижные дети. Они находят возможность двигаться в любых условиях, неусидчивы на занятиях. Движения их резки, неловки, чаще бесцельны; преобладают бег, прыжки. Из-за быстроты своих движений такие дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Детей, у которых двигательная активность, не имеющая определенной направленности, занимает более 50% времени, характеризуется расторможенностью, крикливостью, несдерженностью и даже агрессивностью. Бесцельность движений утомляет их, не дает возможности самостоятельно переключиться на спокойный вид деятельности, требующей внимания, усидчивости.

Малоподвижных детей характеризует вялость, пассивность, оби быстрее других устают. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую активных движений, двигаются неуверенно. Они робки в общении, неуверенны в себе, не любят подвижные игры. Малая подвижность может быть обусловлена нездоровьем, отсутствием условий для движений, неблагоприятным психологическим климатом или тем, что ребенок уже приучен к малоподвижному образу жизни.

Запомним, что малая и чрезмерная подвижность – факторы риска для здоровья и развития детей. Состав их движений беден, двигательные умения ниже средних возрастных.

На что следует обратить внимание взрослым?

У малоподвижных детей :

-следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных  видах деятельности.

- Особое внимание уделяется развитию всех основных движений, особенно интенсивных (разные способы бега, прыжки).

-вовлечение в активную двигательную деятельность на протяжении дня.

-создание условий для разнообразной двигательной деятельности.

-использование разнообразного физкультурного инвентаря, игрушек-двигателей.

Родителям гиперподвижных детей необходимо:

-направлять свои усилия не на уменьшение двигательной активности, а на регулирование интенсивности движений. Пусть по времени дети двигаются как можно больше – важно запрограммировать состав движений, требующих сосредоточенности, внимания, точности.

-Учить точным движениям: метанию в цель, хождению по ограниченной поверхности (половице, дорожке из двух шнуров, скамейке); ловле мяча, прокатыванию его в цель.

-Привлекать к лазанию, упражнениям на равновесие, упражнениям на полоске, кружочке, чурбачке.

-Вносить осмысленность в двигательную деятельность, при бесцельном беге можно напоминать сюжет игры в автомобиль, самолет, поезд и т.д.

-Добавлять дополнительные атрибуты.

Как же обеспечить многообразие двигательной деятельности? Очень просто: повторять не повторяясь! Ребенок овладевает движениями через предметную деятельность с игрушками и физкультурными пособиями. Именно разные предметы активизируют его природный исследовательский рефлекс и заставляют его по-разному двигаться. Кроме того, необходимо учить детей разным движениям с одним и тем же пособием.

Действия с мячом в повседневной жизни ребенка

(с постепенным усложнением)

-бросание мяча (в разных направлениях) и ползание, ходьба бег за ним;

-бросание мяча в указанном направлении (к двери, в стенку, к стулу, к игрушке) с теми же движениями;

-скатывание мяча с горки, с дивана, прокатывание в любом и в заданном направлении, прокатывание по ограниченной площади (скамейке, доске);

-катание в положении сидя, сидя на коленях, лежа на животе; прокатывание под стул, с попаданием в предметы; прокатывание быстро и медленно;

-бросание вверх, в стороны, вперед, назад, с наклоном вперед; перебрасывание через дорожку, веревку;

-бросание в цель: в обруч, корзинку; двумя руками, одной;

-ударять мячом об пол, стучать, подпрыгивать с мячом в руках;

-толкание мяча ногами, «футбол»;

-использовать мячи разных размеров, фактуры.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.