Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

методы активации родителей

Дата: 5 апреля в 15:30, Обновлено 5 апреля в 15:37

Мастер-класс «Методы активации родителей в рамках родительских собраний и иных групповых форм работы»

Подготовила: педагог-психолог Смыкова М.В.

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение технологии в практической деятельности воспитателя.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Цель занятия:  Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению технологии «Работа с родителями»,

Ход работы

«Карьерные успехи человека на 80 % зависят

 от его умения общаться и только на 20 %

 - от уровня его профессионализма».
Д. Карнеги

В современных условиях жизни воспитатель должен быть подкован в таких областях как психология семьи и детско-родительские отношения, семейная педагогика и домашнее воспитание. Еще лучше если он будет владеть методами и приемами эффективного взаимодействия, психолого -педагогического просвещения родителей.

Одним из методов активизации  работы с родителями является родительское собрание, которое способствует педагогическому просвещению семьи и концентрирует в себе  комплекс психолого-педагогического взаимодействия дошкольного
учреждения и семьи.

Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Игры помогут родителям более непринужденно выполнить сложное задание. Суть взаимодействия педагогов и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших качеств и свойств. Это помогает объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

  1. Игры-разминки, игры-знакомства

«АЛЕКСЕЙ, АПЕЛЬСИН, АМСТЕРДАМ»

Тип: игра-знакомство

Незамысловатая и весёлая игра-знакомство для тренинга, позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление.

Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:

- первое слово – его имя,

- второе – блюдо (желательно – которое он любит!),

-  заключительное слово – название города.

Закавыка в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

«МЫ С ТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

«ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО...» 

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто ...

- любит бегать,

- радуется хорошей погоде,

- любит дарить цветы и т.д.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные).

«СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен." Подарок можно описать словами или показать жестами.

ТРИ ПРЕДМЕТА

Каждый из участников должен положить на стол три предмета, которые есть у него под рукой или в сумке. Его сосед, глядя на эти предметы, должен определить склонности и интересы их владельца.

-хвасталки

-Поздороваемся по -разному

2. Упражнения согласно тематики собрания/клуба

КОРЗИНА ЧУВСТВ

Педагог предлагает «поместить в корзину чувств» свои переживания по теме или проблеме собрания. Например, на собрании по адаптации педагог предлагает родителям:

«Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребенок порог детского сада, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все Ваше существование. Сейчас мы будем передавать эту корзину и я попрошу Вас рассказать о ваших впечатлениях за 2 первые недели посещения ДУ».

·        Продолжи фразу. Воспитатель начинает фразу: «Для меня любить ребёнка, это значит…» «Диалог с ребёнком - это…». Родители должны закончить предложение. Такие упражнения можно организовать в форме игры «Микрофон по кругу» («Волшебная палочка», «Игрушка – сердечко»).

·        Анализ родителями поведения ребёнка помогает родителям увидеть свой           педагогический опыт со стороны, а также поразмышлять над мотивами поступков ребёнка, его психологическими и возрастными потребностями.

·        Обращение к опыту родителей. Например: «Вспомните, пожалуйста, что вы говорите своему ребёнку, когда он жалуется на обиду со стороны сверстников». Или предложить привести аналогичный пример из своей жизни. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приёмами и способами воспитания, применяемыми в аналогичной ситуации другими родителями.

·        Сочинения родителей на тему « Мой ребёнок» (с родителями малышей).

·        Самотестирование.

·        Решение типичных и нетипичных педагогических ситуаций, с использованием видео-презентаций (Например, "Саша Фокин, компьтерный монстр")

  • Игры в детско-родительской паре (Ёжик, совместный рисунок (1 карандаш, 1 листок)
  • Игры на укрепление семейных традиций (Герб, Сердце семьи, что взять с собой на марс)

·        Игры для размышления

ОРЕХИ.

Цель: научиться принимать особенности другого человека. Для этой игры потребуются грецкие орехи по количеству участников.

Инструкция: «Сейчас перед вами лежит мешок с орехами. Я прошу каждого из вас взять по одному ореху, а потом в течении минуты внимательно рассмотреть, запомнить свой орех (ставить на нём метки и раскалывать нельзя). Через минуту все орехи будут сложены обратно в мешок». После того, как орехи будут сложены в мешок, ведущий их перемешивает, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой орех. Когда это задание будет выполнено, происходит небольшое обсуждение: по каким признакам удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других?По итогам обсуждения можно провести аналогию между грецкими орехами и людьми: «И те, и другие в «куче» или толпе на первый взгляд выглядят одинаково, а для того, чтобы увидеть особенность каждого, нужно потратить время, приглядеться. О ценности же ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Может быть внешне очень красивый орех, но внутри – абсолютно пустой. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не нужно судить о человеке по каким – то внешним признакам у ореха очень жёсткая скорлупа, и она ему нужна для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто выращивают вокруг себя скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываться другим, для этого им требуется время».

  1. Игры для снятия эмоционального напряжения

«ДРАКОН, САМУРАЙ, ДЕВУШКА»

Цель
Правильно проведенное упражнение для тренинга очень сильно взбодрит и развеселит участников.
Размер группы
8-14 человек
Время
10-15 минут
Инструкция
Давайте разделимся на две, равные по количеству участников команды. Я предлагаю вам сыграть в игру Принцесса и самурай. Эта игра похожа на детскую игрушку Камень-Ножницы-Бумага». Только эта игра командная. Это означает, что у участников команд будет время, чтобы договориться какую фигуру они будут показывать. После того как вы договоритесь, команды выстраиваются в две шеренги друг против друга и по моей команде, вы одновременно, показываете выбранные фигуры. Фигур у нас будет три: принцесса, самурай и дракон. Принцесса побеждает Самурая, Самурай дракона, Дракон Принцессу.
Как показывать фигуры?
Самурай. Как будем его показывать? Обычный образ самурая это меч, он агрессивен и кричит банзай. Давайте попробуем показать самурая: у каждого в руке меч, шаг вперед, бьем мечом и кричим банзай! На счет три-четыре!
Дракон. Как дракона покажем? Он больший и страшный, а еще у него изо рта пламя бьет. Давайте попробуем по моей команде показать дракона: шаг вперед, руки-когти и рычим — р-р-рррр.
Принцесса. «Ну, принцесса у нас будет тепленькая. Попробуем: девочка-припевочка, в руках подол, ногами как в варьете и поет ля-ля-ля.
Разобрались с фигурами, теперь у каждой команды есть 30 секунд, чтобы обсудить свой первый ход, т.е. то, какую фигуру вы будете показывать. Постарайтесь обсуждать так, чтобы вас не услышала другая команда.
Игра будет играться до трех побед.

Упражнение «А я еду...»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с ...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

  1. Игры на определение лидерства

СДЕЛАЙ ШАГ ВПЕРЕД.

Играющие становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но не всем, а только 5 из всех стоящих. Затем только  5, 3, 1. Поверьте, что лидеры - организаторы и эмоциональные лидеры сразу хорошо выявляются.

КАРАБАС.

Участники рассаживаются в круг, вместе с ними садится педагог, который предлагает условия игры: "Вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово "КА-РА-БАС" и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев.. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением игроков. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству люди. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа, которая не встаёт вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

  1. Упражнения для разделения участников на группы

 Вариант 1.

·        В одну группу встают те, кто воспитывает детей без помощи бабушек и дедушек, в другую - кому помогают.

·        В одну группу встают те, кто воспитывают мальчиков, в другую - девочек, в третью - и мальчиков и девочек.

·        В одну группу - кто имеет одного ребёнка, В другую – кто имеет двух детей, в третью – кто  хотел бы или имеет 3-х и более детей.

Вариант 2.

         Деление на группы с помощью дат дней рождений детей или родителей (осень, зима, весна, лето)

Вариант 3.

·        Деление с помощью игры «Составь картинку из частей». Группа родителей определяется сбором целого изображения.

·        Можно использовать карточки с изображением одинаковых предметов.

Например: солнце, звёздочка, полумесяц.

 Вариант 4.

Деление группы с помощью слов: «Жили, были, дед и баба», «Понимаю, принимаю, признаю» и др.

  1. Игры на сплочение

«Молекулы»

  1. Рефлексия

Для подведения итогов встречи использую рефлексивные методики:

·         Вопрос: « Что дала мне эта встреча?»

·         «Телеграмма» Родителям предлагается составить телеграмму тому, кто  остался дома: « Всего два предложения о том, где вы сейчас находитесь и зачем?» (время 3-5 мин). С разрешения родителей можно зачитать телеграммы вслух. 

·        «Выбор мнения» с помощью фишек родители отмечают, какое из высказываний соответствует личному ощущению после присутствия на встрече.

1. Хороший получился разговор, хотя мне и раньше было известно то, о чём говорилось.

2. Встреча невольно заставила задуматься о много из того, что я раньше не принимал (а) во внимание.

3. Пожалуй, я зря, потратил(а) время, придя на встречу.

4. Интересными оказались рекомендации педагогов, хотя следовать им довольно трудно, но я не жалею, что пришла на встречу.

«Выбор пиктограмм». Родитель выбирает схематичное изображение (грусть, радость, удивление, гнев), которое соответствует его эмоциональному состоянию.

Такие задания помогают родителям осмыслить, что дала им эта встреча? А воспитателю узнать мнение родителей по поводу состоявшегося разговора.

«Правила построения эффективного общения»

Общаясь с родителями, нужно не забывать, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношений к нам человека закладывается в первые 15 секунд. Для того, чтобы благополучно пройти по минному полю этих первых секунд, необходимо применить правило трех плюсов (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум при психологических плюса.

Самые универсальные способы – это:

- улыбка,

- имя собеседника

- комплимент.     Упр.” Волшебная шляпа“

Интерес у родителей формируют и задания, направленные на «расшифровку мира детей». Например, можно спросить: «Как отвечают дети на вопрос – «Когда колобок катится, ему песок в глаза сыплется?» (Ответ – «Нет, колобок катится, и его глаза катятся») Родителям предлагаются следующие задания: вспомнить детские книги, их названия и авторов, перечислить известные им детские игры, загадки, произнести чистоговорки. Можно предложить родителям подписать детский рисунок, ответив на вопрос: «Что бы это значило?»

Использованные приложения: видео-материал "Саша Фокин: о компьютерной зависимости"

Притча о деньгах

Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задерганный, и увидел, что в дверях его ждет пятилетний сын.

– Папа, можно у тебя кое-что спросить?

– Конечно, что случилось?

– Пап, а сколько ты получаешь?

– Это не твое дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?

– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

– Ну, вообще-то, 500. А что?

– Пап, – сын посмотрел на него снизу вверх очень серьезными глазами.

– Пап, ты можешь занять мне 300?

– Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? – закричал тот.

– Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

Малыш тихо ушел к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?

Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да черт с ними, с тремя сотнями, он ведь еще вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошел в детскую, его сын уже был в постели.

– Ты не спишь, сынок? – спросил он.

– Нет, папа. Просто лежу, – ответил мальчик.

– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот.

– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, – ответил ребенок.

– Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени?

Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами

Картотеки интерактивных игр с родителями (в помощь воспитателю)

Презентация по ходу организации семинара

А.Усачёв "Улитка" (использование элементов метафорических сказок)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.