Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

Нормативы психического развития детей от 1 до 7

Дата: 9 ноября 2017 в 20:13, Обновлено 9 ноября 2017 в 20:15

МЛАДЕНЧЕСТВО

(до 1 года)

  1. НОВОРОЖДЕННОСТЬ

Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно простейших ее видов. Первым является узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в его поле зрения; 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

     Эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность, тревожность при физическом  дискомфорте, расслабление при удовлетворении потребности. После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме, он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» - грусть или острый испуг при исчезновении мамы. Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

     Речевое развитие.В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

  1. КРИЗИС 1 ГОДА

     Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или не понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Разумеется ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный момент оно приобретает особую актуальность.

     Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье.

     Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С.Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличаются от них.

Слова становятся многозначными и ситуативными.

     Еще одна особенность автономной речи – своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен.

РАННЕЕ ДЕТСТВО

(от 1 года до 3 лет)

  1. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Речь

     В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь. Позже, в 2-3 год, возникает понимание и речи-рассказа.

     Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, появляются первые фразы, первые вопросы. К трем годам словарь достигает 1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действия, действия и объект действия или действие и место действия. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи.

     Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годам.

Восприятие. Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Дети максимально связаны наличной ситуацией – тем, что они непосредственно воспринимают. Все их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне этой наглядной ситуации, их не привлекает. В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать.

Память. Поскольку память становится как бы продолжением и развитием восприятия, еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт.

     Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству.

Л.С.Выготский: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие».

Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в двухлетнем возрасте у ребенка проявляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность.

     Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности.

     Не только мышление развивается благодаря внешней деятельности. Совершенствуются и сами предметные действия. Кроме того, они приобретают обобщенный характер, отделяясь от тех предметов, на которых они были первоначально усвоены. Происходит перенос освоенных действий в другие условия. Вслед за отделением действий от предметов, с которыми они были связаны, и их обобщением у ребенка проявляется способность соотносить свои действия с действиями взрослых, воспринимать действия взрослого как образцы. Совместная деятельность, в которой первоначально были слиты, переплетены действия взрослого и ребенка, начинает распадаться. Взрослый задает ребенку образцы действий, контролирует и оценивает их выполнение.

Помимо собственно предметных действий для развития ребенка раннего возраста важны и такие, как рисование и игра. Рисунок ребенка до 2 лет трудно назвать рисунком, это скорее каракули. Но на третьем году уже появляются формы, обладающие сходством с изображаемым предметом. В 2,5 года дети могут вполне отчетливо нарисовать человека.

     Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Играя, ребенок манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредотачиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее в конце раннего возраста в своих первоначальных формах уже проявляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.

2.ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

     Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.

Желания ребенка неустойчив и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов.    

В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах.

     На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение его со взрослыми.

     Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственным желанием ребенка.

     Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице, затем, обычно к 3 годам, появляется местоимение «Я». Более того у ребенка появляется и первичнаясамооценка – осознание не только своего «Я», но того, что «я хороший». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов.

     Сознание «Я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

3.КРИЗИС 3 ЛЕТ

     Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Л.С.Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

     Первая – негативизм.

     Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому что ему сказали.

     Вторая – упрямство.

     Третья – строптивость.

Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

     Четвертая – протест-бунт.

     У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослым.

     Пятая – деспотизм.

     Если ребенок в семье единственный, то он может жестко проявлять свою власть над окружающими его взрослыми.

     Шестая – ревность.

     Седьмая – обесценивание.

     Обесцениваются старые правила поведения, привязанности и т.д.

 

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

(ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ)

1.ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     Ролевая или как ее иногда называют творческая игра появляется в дошкольном возрасте.

     На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок  воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.

     Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами.

Если в 3-4 года ребенок может посвятить игре только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

     Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляет содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего и для кого они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.

У старших дошкольников ролевая игра смыкается играми по правилам

2.РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.

     Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

     Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года – 1000, в 6 лет – 2500-3000 слов.

     Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла.

     То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, разумеется, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но в основном в разговорах на бытовые темы и рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску.

          Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно,  рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М.И.Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать – думать вслух.

Память.

     У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что  у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

     В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Постепенно начинает развиваться апперцепция – влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается.     В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

     Эмоции ребенка становятся связанными главным образом с его представлениями, вследствие чего восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер. Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

Мышление. Основная линия развития мышления  переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях).

     К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.

3.РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ, МОТИВОВ И САМОСОЗНАНИЯ

Эмоции.

     В дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

     Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

     Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной.

Мотивы. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается.

     По мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение. Появляются новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием – мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие.     В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Выделяются доминирующие мотивы – преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

     Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Самосознание. В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

     Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.

     Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержит какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

     Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.

     Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большим».

Нормативы психического развития детей до 7 лет

Моторное развитие

Речевое развитие

Психическое развитие

Норма

Патология

Норма 

Патология

Норма

Патология

новорожденный

- положение на животе — поза «эмбриона» 
- положение на спине нестабильно, голова расположена асимметрично, ребенок поворачивает ее то в одну, то в другую сторону 
- движения хаотичны, не целенаправлены 
- кисти сжаты в кулачки 
- большую часть суток ребенок спит, просыпаясь лишь для кормления

- тонус мышц резко снижен — поза «лягушки» 
- кривошея — вынужденное положение головы на один бок 
- беспокойный, 
поверхностный сон (по 15-30 мин)

- сильный не дифференцированный крик — реакция на любое неприятное ощущение

- слабый, тихий, монотонный плач, либо его отсутствие

- ребенок успокаивается, приложенный к груди матери 
- громкий крик-реакция на дискомфорт, голод, неприятные ощущения

- трудно успокоить ребенка, частот плачет ( без видимых причин)

1 мес-3 мес

- в положении на животе ребенок учится поднимать голову и удерживать ее более 10 секунд 
- в положении на спине пытается удерживать голову по центру 
- Упирается ножками, поддерживаемый под мышки 
- фиксирует взгляд на предмете 
- прослеживает за погремушкой 
- ладонь ребенка постепенно раскрывается 
- к 3 мес в положении на животе вытягивает руки вперед, приподнимает голову и грудь на 90 градусов 
- тянет руки ко рту 
- захватывает и удерживает вложенную в руку игрушку 
- поворачивается на бок 
- потягивается 

- лежа на животе не поднимает голову или удерживает менее 10 секунд 
- кривошея — вынужденное положение головы на одну сторону 
- не фиксирует взгляд на игрушке
- не прослеживает за предметом 
- нет опоры на вытянутые руки, лежа на животе 
- руки постоянно зажаты в кулачки 
- не берет игрушки в руки 
- не переворачивается на бок 

- появляется реакция сосредоточения на голос взрослого с остановкой движений 
- начинает локализовать звуки в пространстве 
- крик ребенка становится разнообразным 
- появляются первые голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним 
- начинает издавать первые звуки 
- пытается вступить в контакт со взрослым 
- может копировать мимику взрослого 
- ребенок с удовольствием слушает обращенный к нему голос взрослого

- не реагирует на голос взрослого, на звуки 
- монотонный, однообразный плач 
- не издает звуки

- кормление грудью способствует выработке внимания и фиксации взгляда 
- возникает зрительный контакт с матерью во время кормления 
- появляется улыбка в ответ на общение с близкими людьми 
- ребенку нравится рассматривать лицо взрослого, особенно смотреть в глаза 
- ребенок начинает ожидать кормления через определенное время 
- появление взрослого всегда вызывает улыбку, не различает своих и чужих

- не смотрит в глаза 
- не улыбается 
- не интересуется окружающими предметами и людьми

3 мес-6 мес

- лежа на животе раскачивается, голова и руки подняты, ноги выпрямлены 
- лежа на спине — ребенок активно манипулирует руками 
- Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность. 
- появляется координация глаз-рука-рот 
- тянется к лежащим рядом игрушкам, пытается их брать в руки, рассматривать, тянет ко рту 
- постепенно улучшается опора на ножки — может несколько секунд удерживать свой вес 
-переворачивается на живот и с живота на спину

- малоподвижный 
- сохраняется поза эмбриона или наоборот мышцы ослаблены
- не переворачивается
- не тянется к игрушкам 
- нет опоры на ножки

- ребенок больше реагирует на голос взрослого, чем на простые звуки 
- различает и по разному реагирует на ласковые и строгие интонации 
- гуление становится более активным, появляются новые звуки и слоги-цепочки

- не реагирует на голос взрослого 
- не произносит звуки, слоги

- останавливает взгляд и долго рассматривает интересующие его предметы 
- прислушивается к звукам 
- выражает удовольствие громким смехом 
- развивается активная познавательная деятельность — похлопывает по предметам или бросает их 
- плач прекращается при переключении внимания ребенка на новый предметам- - -ребенок понимает мимику и жесты взрослых 
-может пить и есть с ложки

- не интересуется окружающими предметами 
- не реагирует на звуки, голосовые- не смеется, не улыбается 
- ребенка трудно успокоить, переключить внимание 
- не может или отказывается пить и есть с ложки

6мес-9мес

-лежа на животе долго опирается на выпрямленные руки и раскрытые ладони 
- сидит сначала с поддержкой, затем самостоятельно 
- появляется уверенная опора на ножки, более продолжительное время
- точно захватывает игрушку, перекладывает из руки в руку 
- лежа на спине высоко поднимает ноги, захватывает их руками, притягивает к лицу. 
- ползает 

- нет опоры на вытянутые руки или быстро устает 
- не сидит , не садится 
- не встает у опоры 
- при опоре на стопу — поджимает пальчики или встает на носочки
- не ползает

- в ответ на оклик реагирует на свое имя
- активно лепечет 
- изменяет тон и громкость произносимых звуков и слогов 
- понимает простые речевые команды 
- может произносить звуки шепотом

- не реагирует на свое имя 
- нет лепета 
-лепет монотонный

- рассматривает крупные картинки 
- отличает чужих и своих 
-сам держит бутылочку 
-начинает понимать смысл простых игр 
- осознанно тянет руки, чтобы его взяли из кроватки 
- появляется страх и пугливости при посторонних людях 
- не позволяет брать себя на руки чужим людям — реагируя плачем 
- рассматривает себя в зеркале 
- помогает одевать себя

- не интересуется окружающими предметами 
- не отличает чужих от своих

9мес - 12 мес

-садится и сидит самостоятельно 
- крепко стоит на ногах 
-жует полутвердую пищу, кладет небольшие кусочки в рот 
- встает из положения на четвереньках 
- делает несколько шагов с поддержкой 
-берет мелкие предметы пальцами 
- может перелистывать страницы книги 
- Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку. 
- может опуская мелкие предметы в узкое отверстие 
- Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.

-не садится и не сидит самостоятельно 
-не встает на ноги
- не жует полутвердую пищу

- по просьбе взрослого ребенок находит знакомый предметам-уверенно показывает части лица
-осваивает новые слоги, подражая взрослому 
-беспредметное произношение первых слов ма-ма, ба-ба 
- узнает предметы на картинках 
-называет предметы и людей слогами 
-узнает и показывает любимые игрушки 
-понимает слово «нельзя», реагируя на запреты прекращением действия 
- начинает произносить первые осмысленные слова — слоги 
- Употребляет первые слова-обозначения ("ав-ав", "кис-кис", "дай"). 
- узнает и показывает бытовые предметы 
-выполняет простые команды по просьбе взрослого 
-говорит 5 слов 

-не может найти и показать простые предметы 
-не показывает части лица 
-не произносит слоги 
-нет простых слов 
-не понимает слово нельзя 
-не выполняет простые просьбы взрослого

- способен более длительное время удерживать внимание 
-легко идет на контакт со взрослыми 
-осваивает первые жесты «пока», «спасибо» 
-интересуется деятельностью взрослых 
-пользуется указательными жестами 
-обнимает родителей по их просьбе

-на контакт со взрослыми не идеи или идет с трудом 
-нет жестов 
-нет интереса к деятельности взрослого

1год - 2 года

- Ходит длительно, меняя положения 
- Перешагивает препятствия приставным шагом 
- Умеет ходить по узкой доске 
- Перешагивает через препятствия чередующимся шагом 
- Самостоятельно ест густую пищу 
-Самостоятельно ест жидкую пищу 
- Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого 
- Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)

-не ходит, мало ходит, быстро устает 
-не перешагивает через препятствие 
- не ест (не жует) самостоятельно 

- Запас понимаемых слов быстро увеличивается 
- Отыскивает по слову взрослого однородные предметы 
- По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий 
- Понимает короткий рассказ 
-Пользуется лепетом, облегченными словами 
- Пользуется словом в момент сильной заинтересованности 
- Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными 
- Пользуется трехсложными предложениями 
- словарный запас 200-400 слов

- говорит мало, не появляются новые слова в лексиконе 
- не говорит 
- не может найти и показать предмет по просьбе взрослого 
- не понимает обращенную речь

- Воспроизводит в игре разученные действия 
- Отображает отдельные действия 
- В игре воспроизводит ряд последовательных действий 
- Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых 
- Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге 
- Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии 
- Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу 
- Эмоционально контактирует со сверстниками 
- Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит) 

- не интересуется играми 
- негативно относится к новым контактам, не играет со сверстниками, замкнутый 
- не интересуется карандашами, не пытается рисовать

3 года

- осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках с горки 
- одновременно может выполнять 2-3 действия

- ребенок неуклюжий, постоянно спотыкается и падает « на ровном месте» 
- медлительный, быстро устает от физических нагрузок

- словарный запас 
800-1500 слов 
- начинает задавать вопросы что это? Для чего это? 
- может рассказывать короткие эпизоды из своей жизни 
- доминируют вопросы как? Почему? 
- появляются многосложные предложения 
- повышенная тяга к общению со взрослыми так и со сверстниками 
- называет 4 основных цвета и некоторые оттенки, находит нужный цвет по просьбе взрослого 
- знает простые фигуры 
- знает свою половую принадлежность 
- переходит от названия себя в третьем лице к местоимению Я 
- длительно может слушать сказку, читаемую взрослым 
- говорит спасибо, здоровается, прощается

- нарушение звукопроизнощения, замена звуков, перестановка букв 
- короткие фразы, простые предложения 
- говорит о себе в третьем лице 
- не интересуется и не слушает книги 
- не любит играть и общаться со сверстниками 
- не знает основные цвета, цифры 
- не знает свой пол

- самостоятельно одевается, при помощи взрослого застегивает пуговицы, шнурки и молнии, пытается пользоваться носовым платком и расческой 
- контролирует свои физиологические нужды ( обходится без подгузника) 
- переживает если ругают, доволен — когда хвалят 
- понимает когда плохо делает кто-то другой 
- проявляет эмоциональную сдержанность ( не кричит в общественных местах, перестает плакать при обоснованном запрете) 
- могут возникать страхи, боязнь темноты 
- кризис «трех лет»- осознание себя как личности - «я сам»- негативизм, упрямство, своеволие, протест-бунт

-не может самостоятельно одеваться 
- нет гигиенических навыков, опрятности 
- есть потребность в подгузниках 
- не контролирует свое поведение 
- отсутствие кризиса «трех лет»

5 лет

- рост ребенка активно увеличивается, формируются скелет и мышечный каркас 
- еще сохраняется необходимость в дневном сне 
-разукрашивает картинку не выходя за контур 
-умеет правильно держать в руках карандаш, кисть 
-умеет завязывать узелки на веревке 
-умеет лепить мелкие фигурки из пластилина

-нарушение осанки 
- не умеет правильно держать карандаш

-называет свое имя и фамилию, адрес, возраст, имена родителей и родственников, их профессию 
-Словарный запас около 3000 слов 
- пользуется предложениями из 5-6 слов 
-умеет пересказывать 
-правильно произносит практически все звуки
- определяет право-лево 
-знает простые антонимы (большой-маленький, твердый- мягкий) 
-считает до 10 и обратно 
-знает буквы 
-хорошо запоминает стихи 
-знает назначение предметов и может сказать из чего они сделаны 
-знает и определяет время года и время суток

-не может назвать свое имя, фамилию, возраст 
- малый словарный запас (менее 3000 слов) 
-в речи использует толь короткие предложения или фразы 
-нарушено звукопроизношение 
-не умеет пересказывать 
-не умеет считать до 10 и обратно 
-не знает времена года и дни недели

- может занять себя, пока взрослые заняты 
-часто копирует поведение взрослых
-формируется оценочное отношение — что хорошо, а что плохо. 
- стремится соблюдать правила и нормы 
-может составить рассказ по картинкам 
-умеет правильно вести себя за столом 
- самостоятельно чистит зубы 
- знает что такое светофор и что обозначают цвета на нем 
- знает название текущего месяца и последовательность дней недели 
-сосредоточивает внимание на интересных занятиях 
- контролирует выделительную функцию днем и ночью

-энурез дневной и\или ночной 
- не может играть один, необходимо участие взрослого 
- игнорирует правила и нормы
- не может составить рассказ по предложенным картинкам

7 лет

-нет потребности в дневном сне 
- фигура ребенка становится пропорциональной,почти как у взрослого человека
-активно продолжает развиваться скелет, суставы, мускулатура ( очень чувствительны к нагрузкам) 
-еще сохраняется некоторая неловкость, неточность в движениях

-нарушение осанки 
-плоскостопие, неправильная установка стоп при ходьбе

-интенсивно растет словарный запас до 5000 
-умеет рассказывать народные сказки 
-различает и правильно называет геометрические фигуры 
-определяет время по часам 
- речь правильная,как у взрослого

-маленький словарный запас 
- не умеет пересказывать 
-не может выучить стихотворение 
- не знает геометрические фигуру 
-не может определить время на часах 
-нарушение звукропроизношения

-может быть внимательным и сосредоточенным при выполнении неинтересных ему заданий и занятий 
- кризис 7 лет (период рождения социального Я — происходит осознание своего места в обществе) 
-появляется лучший друг 
-активно помогает взрослым выполнять уборку в доме 
- проявляет интерес к учебе, новым знаниям

-невнимательный, неусидчивый в школе 
-не успевает в школе 
- плохое поведение в школе и дома 
- не может самостоятельно выполнять домашние задания, обязательно нужен контроль и присутствие взрослого 
-гиперактивный 
-быстро устает в школе 
-плохая память 
- нет друзей, замкнутый 
-не интересуется новыми знаниями, не хочет ходить в школу

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.