Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Образовательная область "Развитие речи и культура речевого общения"

Дата: 29 апреля 2017 в 14:28, Обновлено 14 ноября в 09:28

Методика развития связной речи детей дошкольного возраста

Формирование умений и навыков монологической речи у детей дошкольного возраста требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.

Работа педагога направлена на то, чтобы сформировать у детей элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания.

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию означает: обучение их воссозданию готовых текстов (т.е. пересказу); созданию собственных текстов. Оно осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Конкретные задачи обучения детей рассказыванию определены учебной программой дошкольного образования.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях по развитию речи проводится подготовительная работа по обучению дошкольников рассказыванию. Ребенок может описать предмет, игрушку, картинку лишь отвечая на вопросы педагога. Занятия проводятся в игровой форме.

В среднем, старшем дошкольном возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, составлению рассказов.

Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: источнику высказывания, по функции (назначению), ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи  по игрушкам и предметам, по картине и серии картин, из опыта, творческие рассказы.

В зависимости от ведущего психического процесса выделяют рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.

В зависимости от функции (назначения) выделяют три типа монологов: описание, повествование, рассуждение.

У детей формируют умения строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

Детей дошкольного возраста учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, или их замысел, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.

Дети могут составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказ по картине или по серии сюжетных картин.

Необходимо особенно подчеркнуть развитие у детей умений логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения и развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.

Составление разного вида рассказов — наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Задача педагога — научить воспитанника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Методика применения различных приемов и их  выбор претерпевает изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т. д.

В многолетней практике выделены и апробированы следующие приемы.

Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда педагог начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.  Совместное рассказывание  применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Педагог выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, подсказывает последовательность, способы связи.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Речевой образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Его следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко.

Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов.

Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержание картины или какой-либо темы, так как он будет сковывать детскую мысль, побуждать детей к дублированию услышанного от педагога.

Некоторые методисты не рекомендуют предлагать образец рассказа в конце занятия, поскольку дети не смогут уже ему подражать. Однако, например, в старших группах, в этом случае он может быть предложен для сравнения с детскими монологами, для оценки детских высказываний.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала педагог  сам поясняет структуру образца рассказа, впоследствии к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие содержание рассказа и его последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка.

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, педагог постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления об их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые педагогом или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с педагогом отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Педагог может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы. К каждой из них составляются план, а затем 2 – 3 высказывания, которые в конце объединяются педагогом или хорошо рассказывающим ребенком.

Моделирование используется в старшем дошкольном возрасте. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа.

Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания.

Для обучения связной речи также используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Педагог подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей группе привлекаются дети.

На занятиях по обучению детей рассказыванию педагогом используются также такие приемы, как объяснения, демонстрация наглядного материала, упражнения, вспомогательные вопросы, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон и др.

При проведении того или иного занятия педагогу следует находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи.

Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (рассказывать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно). Прослушивание магнитофонной записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.

В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей.

Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов.

В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; «Незнайка просит научить рассказывать сказку о…»).

В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).

Таким образом, приемы обучения детей рассказыванию многообразны.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

Наряду с обучением составлению самостоятельных связных высказываний детей учат пересказу. Существуют разные виды пересказа:  подробный пересказ или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный пересказ; пересказ с перестройкой текста; пересказ с творческими дополнениями.

Методика обучения пересказу в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.

В младшей группе детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни пересказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова.

Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью педагога. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).

Со среднего дошкольного возраста учебной  программой дошкольного образования предусмотрено систематическое обучение детей пересказу.

Занятие по обучению детей пересказу имеет свою структуру.

Вводная часть. Ее цель – создать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста (краткая вступительная беседа, показ картинки, напоминание о наблюдениях, загадка).

Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщается его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.

Беседа по содержанию прочитанного произведения. Её цель —  анализ и запоминание текста.

Повторное чтение произведения с установкой на последующий пересказ.

Пересказы детей.

Во всех группах используются разные методические приемы обучения пересказу.

Обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу, является беседа. Основное ее назначение – помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения. В беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа. Внимание детей привлекается также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности.

В процессе пересказа педагог широко пользуется такими приемами, как прием отраженной речи, подсказ нужных слов и фраз, вопросы к пересказывающему ребенку и ко всей группе, исправление лексических и грамматических ошибок.

В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми.

В качестве плана пересказа может выступать пространственная модель, Для запоминания детьми текста педагог может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные слова и выражения.

Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям: педагог заранее (при подготовке к занятию) выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди. Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям, инсценируют.

Полезно для развития связности речи использовать прием пересказа отдельными детьми текстов, не известных остальным. В этом случае контекстность речи при пересказе значительно возрастает. Ребенок старается четче выстроить рассказ, следит за своей речью, так как знает, что другим текст не известен, часто дополняет его деталями, использует больше выразительных средств по сравнению с ситуацией пересказа этого же рассказа взрослому.

При оценке детского пересказа поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы, которыми могут воспользоваться остальные дети. К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушиваясь к анализу пересказов, который делает педагог, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга.

Учим стихи

Методика заучивания стихотворений

детьми дошкольного возраста

     Дошкольный возраст является наиболее благоприятным  периодом для художественного восприятия поэзии. Ведь именно в дошкольном возрасте наблюдается особое стремление  детей к ритмично-организованному  строю речи. Дошкольники любят слушать и читать стихи. Поэтическое творчество развивает у детей эстетическое восприятие текста, чувство гармонии, красоты, фантазии, воспитывает художественный вкус. Поэзия закладывает основы духовности, дает возможность воспринимать окружающий мир во всем его многообразии. Знакомство дошкольника с поэзией может осуществляться не только в процессе специальных занятий, но и в других видах деятельности (минутки поэзии, подготовка к праздникам и развлечениям, на прогулке и т.д.) Большая часть стихотворений, с которыми знакомятся дошкольники заучивается на память. Дети дошкольного возраста могут специально заучивать художественное произведение несложных жанров, начиная с потешек в  1 младшей группе  и заканчивая более сложными стихами о Родине, природе в старшей группе.

     Как же учить детей запоминанию?

В теории психологии памяти различают два основных пути запоминания:

1. Непроизвольное запоминание, то есть запоминание, происходящее без волевых усилий со стороны человека – в процессе деятельности, имеющей другие цели;

2. Произвольное запоминание, являющееся  результатом сознательного намерения запомнить.

     Чтение художественной литературы встречается в жизни дошкольного учреждения как в организованном виде деятельности, то есть на занятиях развитием речи, обучением грамоте, ознакомлением с окружающим и др., так и в деятельности вне занятий. С целью познакомить детей с содержанием данных произведений, доставить им эстетическое удовольствие, внушить им определенные нравственные понятия, воспитать благородные чувства. Дети слушают, обсуждают, пересказывают художественные произведения и невольно запоминают их целиком или частично, хотя цели запомнить перед ними не ставиться. Это непроизвольное запоминание.

     Но необходимо учить запоминанию, именно учить, поскольку ребенок дошкольного возраста не умеет сам прилагать волевых усилий для произвольного намеренного запоминания.  Произвольное запоминание это внутренняя интеллектуальная работа, полезная ребенку в трех отношениях: она помогает быстрому обогащению лексической стороны речи, помогает отработать навыки правильного звукопроизношения, развивает эстетические чувства, укрепляет память. Прежде всего им объясняют само значение слова помнить, запомнить. Вначале это слово выступает как синоним слова повторить.

     Основными приемами произвольного запоминания текста являются:

-Повторение текста

-Припоминание текста

Для запоминания текста, по данным психологов, ребенку нужно 8-10 раз повторить его, но не на одном занятии, и раза 2-3 припомнить.

     Организация занятий по заучиванию стихотворений.

     В каждой возрастной группе воспитатель заучивает  с детьми одно - два произведения в месяц. Знакомство детей 1 младшей группы с поэтическими произведениями происходит преимущественно  в процессе повседневного общения (режимных моментах, наблюдения). Ребята 2 младшей группы в первом квартале знакомятся со стихотворениями, как в повседневной жизни, так и на специальных занятиях и только со второго полугодия вводятся специальные занятия по заучиванию стихотворений на память (1 занятие в месяц). В соответствии с программой для заучивания наизусть выбираются небольшие тексты.  Стихи, с которыми воспитатель знакомит дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными пониманию детей, способными вызвать у них определенные эмоции

     Для детей 1 младшей группы необходимо подбирать стихи небольшие по объему  (4-5 строк), близкие и понятные по смыслу, ритмичные. Они обязательно должны иметь динамику, музыкальную рифму, передавать полное действие. В большей степени этим требованиям соответствуют стихотворные формы устного народного творчества, такие как потешки («Ладушки, ладушки», «Идет коза рогатая», заклички, песенки) Для детей старших групп  подбираются стихи с более сложным содержанием, при этом воспитатель учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

     Произведение заучивается все сразу: это необходимо для целостного понимания его смысла, структуры образов, гармонии созвучий. Дробление стихотворения на строчки для заучивания на разных занятиях недопустимо, так как разрушает его восприятие, а следовательно, мешает восприятию.

     Хоровое заучивание стихотворений в детском саду не рекомендуется!!!

Занятие обычно строится по плану:

  1. Вступительная реплика или небольшая беседа воспитателя
  2. Чтение воспитателем всего текста
  3. Повторение всего текста ребенком с хорошей памятью
  4. Повторение всего текста ребенком со слабой памятью

Структура занятия в 1 младшей группе

Чтение стихотворения воспитателем

Методы и приемы: всегда сопровождается выполнением активных действий (сгибание и разгибание пальчиков, хлопанье в ладоши, покачивания и т.п.), образец выразительного чтения воспитателем, игровые приемы (чтение стихотворения Н. Галиновской «Калыханка» можно сопровождать игрой с куклой, стихотворение Т. Кляшторонй «Гаспадыня» сопровождать игрой «Угостим Мишку чаем»)

Чтение стихотворения детьми (по желанию)

Методы и приемы: воспитатель заинтересовывает детей рассказывать стихотворение, подсказывает слова или целые строки, обращает внимание детей на интонационную выразительность чтения, особенно в тех произведениях, где присутствует диалог; воспитатель предлагает повторять строчки вместе с ним; воспитатель начинает – ребенок заканчивает строку.

2 младшая, средняя группы

Вступительная беседа, игровая или проблемная ситуация

Методы и приемы: вопросы , связанные с содержанием текста; воспитатель предлагает детям припомнить аналогичные события; рассматривание картин, игрушек, предметов, животных или растений, наблюдения, опыты; игровые ситуации.

Так, при заучивании стихотворения Я. Коласа «Песня аб вясне» педагог вспоминает вместе с детьми какие изменения произошли в природе, что интересного и  нового они заметили у весны по дороге в детский сад. Можно рассмотреть репродукцию картины Левитана «Март», отметить, какие приметы, отображенные на этой картине, рассказывают о приходе весны.

Чтение стихотворения воспитателем

Анализ стихотворения

Методы и приемы: вопросы ставятся таким образом, чтобы выявить, понятен ли текст детям, а так же с целью закрепления отдельных слов и выражений, поэтому желательно включать в вопросы слова и выражения с самого стихотворения

Повторное чтение стихотворения воспитателем с установкой на запоминание

Чтение стихотворения детьми с хорошей памятью

Методы и приемы:

Воспитатель подсказывает слова или целые строки, обращает внимание детей на интонационную выразительность чтения; инсценировка (воспитатель читает слова автора, а дети выполняют роли); «расскажи стихотворение руками» (отработка жестов, мимики)

Чтение стихотворения детьми со слабой памятью

Методы и приемы:  детям со слабой памятью воспитатель помогает: ободряет словом, жестом, взглядом, подсказывает слова, на первых порах просто учит  имитировать фразы

Старшая группа

Предварительная работа в других видах деятельности

Методы и приемы: рассматривание картин, игрушек, предметов, животных или растений, наблюдения, опыты; игровые ситуации.

Так, заучивание стихотворения Сяргеяновіка-Пяюна «Восень залатая» предупреждает наблюдение  за явлениями природы осенью, определение ее цвета, запаха, звуков. Перед тем как учить стихотворение Рыгора Барадуліна “Загадкі на градках” дети рассматривают настоящие овощи и т.д.

Вступительная беседа, игровая или проблемная ситуация

Методы и приемы:

Слушание музыки. Музыка помогает более глубокому восприятию художественного текста. Многие музыкальные пьесы отображают явления природы «Лесные сцены» Шумана, «Весна» Эдварда Грига, «Времена года» П.И. Чайковского и др. Перед тем как слушать с детьми музыкальное произведение , воспитатель дает установку, что дети должны увидеть в воображении те картины, которые рисует своей музыкой композитор. Ну а затем идет чтение стихотворения.

Чтение стихотворения воспитателем

Уточнение значения слов и словосочетаний

Повторное чтение стихотворения воспитателем

Анализ стихотворения

Методы и приемы:

«Устный рисунок» (вспомнить и устно нарисовать свои впечатления)

Дети старшего возраста легко запоминают текст, но не всегда усваивают его содержание. Если поэтическое произведение относится к пейзажной лирике, то воспитатель должен помочь детям увидеть, почувствовать и запомнить картину, которую создал поэт, услышать мелодию стихотворения, его настроение. При этом очень важно обратить внимание на тот образный язык, которым написано стихотворение, его ритм.

Во время беседы детям желательно предложить следующие вопросы:

«Что ты представляешь, когда слышишь эти строки?»

«Что ты чувствуешь, читая их?»

«Слышишь ли ты музыку?»

«Какая она, веселая или грустная?»

«»Встречался ли ты с таким в жизни?

«В каком случае ты захотел бы прочитать это стихотворение вновь?» и др.

Повторное чтение стихотворения воспитателем с установкой на запоминание

Чтение стихотворения детьми с хорошей памятью

Чтение стихотворения детьми со слабой памятью

Методы и приемы:

Ребенок читает стихотворение от начала до конца, воспитатель подсказывает только отдельные слова или ставит наводящие  вопросы к тем словам, которые забыл ребенок. При заучивании стихотворения Ніла Гілевіча “Наша матулька” можно помочь ребенку вопросами “Як клапацілася аб нас наша матулька?”, “Што вучыла казаць роднай моваю?”

Подражая воспитателю, дети учатся читать стихотворение выразительно, воспитатель объясняет детям, как читать отдельные выразительные места стихотворения, где с умилением, где с вопросительной интонацией, где с грустью.

     Большие по размеру стихотворения «Жук і слімак» Максіма Танка, “Акраец хлеба” І. Муравейкі  и др. можно заучивать на протяжении двух занятий

Методика заучивания больших произведений:

1-е занятие

Предварительная работа в других видах деятельности

Вступительная беседа, игровая или проблемная ситуация

Чтение всего произведение воспитателем

Уточнение значения слов и словосочетаний

Анализ стихотворения

Повторное чтение первой части стихотворения воспитателем с установкой на запоминание

Чтение первой части стихотворения детьми с хорошей памятью

Чтение первой части стихотворения детьми со слабой памятью

2-е занятие

Чтение всего произведение воспитателем

Чтение первой части стихотворения детьми (1-2 ребенка)

Повторное чтение второй части стихотворения воспитателем с установкой на запоминание

Чтение второй части стихотворения детьми с хорошей памятью

Чтение второй части стихотворения детьми со слабой памятью

     Детей старшей группы можно на одном занятии знакомить с несколькими стихотворениями различных авторов на одну близкую тему. При этом одно стихотворение заучивается наизусть, а остальные читаются с дальнейшим художественным анализом. Детям очень интересно отыскать  в различных стихотворениях слова, которыми поэты передают одно и то же событие, сравнить, сопоставить их. Например на одном занятии можно послушать стихотворения Веры Вярбы «Бабуліны казкі», Васіля Віткі «Бабіны госці » и заучить стихотворение Авар’яна Дзеружынскага«Бабулі».

Чтобы  сформировать  элементарное осмысленное освоение литературного произведения , чтение и заучивание стихотворения целесообразно сочетать  с чтением рассказа или сказки. Так, заучивание стихотворения Дануты Бічэль-Загнетавай “Белая Русь”можно соединить с чтением рассказа Васіля Сухамлінскага  «Цяпер я ведаю, якая Беларусь»

     В содержание художественно-речевых занятий в старшей группе входит знакомство деетй с баснями. Большую сложность вызывает у дошкольников понимание алегоричного сожержания басен. Дети любят слушать басни, но воспринимают их , как сказку о животных. Чтобы помочь дошкольникам понять мораль этих произведений, педагог можит напомнить им какой-либо случай  в реальной жизни, што поможет детям провести анологию с содержанием басни. После выразительного чтения басни воспитатель проводит краткую беседу, которая поможет детям понять ее алегорический смысл.

Для того, чтобы дети не только хорошо запомнили стихотворение, но и не забывали их,  необходимо читать их чаще, повторять в свободное время, на праздниках, досугах,

      Хочется отдельно остановиться на технологиях и методиках предложенных

Н.А. Куксовой в своей книге «Художественное чтение в детском саду», которая вышла в 2001г. под грифом Министерства образования Республики Беларусь.

      Технология литературных этюдов-панорам в работе с детьми 5-7 г. жизни.

Методы:

Сравнение разных произведений одного, двух авторов и определение их характера

Сравнить произведения об одном и том же явлении разных писателей, поэтов

«Эффект присутствия автора»

Использование живой наглядности

«Мастерская слова»

«Театральная минутка»

«Турнир чтецов»

«Музыкальная гостиная»

«Моделирование» и др.

                                         

                                   

Литература:

Учебная программа дошкольного образования. – Минск ; Нац.ин-т образования, 2012.

Дубініна, Дз.М. Родныя вобразы ў паэтычным слове: дапам. для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашк. адукацыі: у 2ч. – Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер”, 2008.

Дубініна,  Дз. М., Старжынская Н.С. Мастацка-маўленчая дзейнасць у дзіцячым садзе: Дапам. для педагогаў дашк. устаноў. – Мн.: Нар. асвета, 1999.

Куксова,  Н.А. Художественное чтение в детском саду: Пособие для педагогов дошк. учреждений- Мн.: Университетское, 2001.

Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для учащихся по спец. дошк. пед./ Л.П. Федоренко и др. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.

Использование  мнемотехники при  заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

Не каждый ребенок с удовольствием учит и потом декламирует стихи перед аудиторией. Причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг ребёнка просто пытается защититься от информационной перегрузки.

Если ребёнок отказывается учить стихотворение, надо успокоить его, предложив не учить стихотворение, я просто «нарисовать его».

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира. Картинный фон, который наблюдает ребёнок одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.

Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, мы активно используем опорные схемы и таблицы, т.е. применяем метод наглядного моделирования, или мнемотехники. Использование опорных рисунков превращает обычное занятие в игру.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, которая  облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных  зрительных ассоциаций, обеспечивает сохранение и воспроизведение информации, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры.

Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности: развивает все компоненты устной речи, способствует развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, воображения; стимулирует развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста.

Варианты мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадрат - это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Мнемодорожка - это последовательное изображение нескольких квадратов с символами. Происходит   поэтапное кодирование сочетаний слов, запоминание и воспроизведение предложений. Затем мы переходим к мнемотаблицам. Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать чёрно-белые мнемотаблицы.

Мнемотаблица - это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних этапах обучения дети заполняют её самостоятельно. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также, как его завершить.

Этапы работы над стихотворением:

Педагог выразительно читает стихотворение и сообщает, что это стихотворение ребенок должен будет выучить наизусть. Важна установка на запоминание, мотивация детей. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст. Разбиваем заданное стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

Затем педагог еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу,  задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

Затем читаем отдельно каждый блок стихотворения. Ребенок повторяет его с опорой на мнемотаблицу.

После этого надо попросить ребенка рассказать стихотворение, используя эти ассоциации, то есть нарисованные картинки в мнемотаблице.

Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Этапы работа с мнемотаблицей

 Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование информации из абстрактных символов в наглядные образы.

 Этап 2. После осуществляется чтение стихотворения с опорой на символы.

 Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от сложности и размера текста, от возраста и уровня развития детей. Рекомендуется следующие размеры таблиц: для младших дошкольников от 4 до 6 клеток, для старших- 9 клеток. Изображения должны быть хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщённый образ предмета (который обсуждался с детьми заранее).

Заучивание стихов в старшей группе – это заучивание по предлагаемому образцу таблицы. В  подготовительной группе - разбор литературного произведения с участием детей (дети сами предлагают символы для зашифровки литературных строк).

 В результате работы у детей расширяется кругозор, появляется интерес к заучиванию стихов, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; активизируется самостоятельная речевая деятельность; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

2 младшая, средняя группа

Вступительная беседа, игровая или проблемная ситуация

Чтение стихотворения воспитателем

Анализ стихотворения

Повторное чтение стихотворения воспитателем с установкой на запоминание

Чтение стихотворения детьми с хорошей памятью

Чтение стихотворения детьми со слабой памятью

Старшая группа

Предварительная работа в других видах деятельности

Вступительная беседа, игровая или проблемная ситуация

Чтение стихотворения воспитателем

Уточнение значения слов и словосочетаний

Повторное чтение стихотворения воспитателем

Анализ стихотворения

Повторное чтение стихотворения воспитателем с установкой на запоминание

Чтение стихотворения детьми с хорошей памятью

Чтение стихотворения детьми со слабой памятью

1 младшая группа

Чтение стихотворения воспитателем

Чтение стихотворения детьми с хорошей памятью

Чтение стихотворения детьми со слабой памятью

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.