Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

Образовательная область "Развитие речи и культура речевого общения"

Дата: 29 апреля 2017 в 14:28, Обновлено 29 апреля 2017 в 14:32

Учим стихи

Методика заучивания стихотворений

детьми дошкольного возраста

     Дошкольный возраст является наиболее благоприятным  периодом для художественного восприятия поэзии. Ведь именно в дошкольном возрасте наблюдается особое стремление  детей к ритмично-организованному  строю речи. Дошкольники любят слушать и читать стихи. Поэтическое творчество развивает у детей эстетическое восприятие текста, чувство гармонии, красоты, фантазии, воспитывает художественный вкус. Поэзия закладывает основы духовности, дает возможность воспринимать окружающий мир во всем его многообразии. Знакомство дошкольника с поэзией может осуществляться не только в процессе специальных занятий, но и в других видах деятельности (минутки поэзии, подготовка к праздникам и развлечениям, на прогулке и т.д.) Большая часть стихотворений, с которыми знакомятся дошкольники заучивается на память. Дети дошкольного возраста могут специально заучивать художественное произведение несложных жанров, начиная с потешек в  1 младшей группе  и заканчивая более сложными стихами о Родине, природе в старшей группе.

     Как же учить детей запоминанию?

В теории психологии памяти различают два основных пути запоминания:

1. Непроизвольное запоминание, то есть запоминание, происходящее без волевых усилий со стороны человека – в процессе деятельности, имеющей другие цели;

2. Произвольное запоминание, являющееся  результатом сознательного намерения запомнить.

     Чтение художественной литературы встречается в жизни дошкольного учреждения как в организованном виде деятельности, то есть на занятиях развитием речи, обучением грамоте, ознакомлением с окружающим и др., так и в деятельности вне занятий. С целью познакомить детей с содержанием данных произведений, доставить им эстетическое удовольствие, внушить им определенные нравственные понятия, воспитать благородные чувства. Дети слушают, обсуждают, пересказывают художественные произведения и невольно запоминают их целиком или частично, хотя цели запомнить перед ними не ставиться. Это непроизвольное запоминание.

     Но необходимо учить запоминанию, именно учить, поскольку ребенок дошкольного возраста не умеет сам прилагать волевых усилий для произвольного намеренного запоминания.  Произвольное запоминание это внутренняя интеллектуальная работа, полезная ребенку в трех отношениях: она помогает быстрому обогащению лексической стороны речи, помогает отработать навыки правильного звукопроизношения, развивает эстетические чувства, укрепляет память. Прежде всего им объясняют само значение слова помнить, запомнить. Вначале это слово выступает как синоним слова повторить.

     Основными приемами произвольного запоминания текста являются:

-Повторение текста

-Припоминание текста

Для запоминания текста, по данным психологов, ребенку нужно 8-10 раз повторить его, но не на одном занятии, и раза 2-3 припомнить.

     Организация занятий по заучиванию стихотворений.

     В каждой возрастной группе воспитатель заучивает  с детьми одно - два произведения в месяц. Знакомство детей 1 младшей группы с поэтическими произведениями происходит преимущественно  в процессе повседневного общения (режимных моментах, наблюдения). Ребята 2 младшей группы в первом квартале знакомятся со стихотворениями, как в повседневной жизни, так и на специальных занятиях и только со второго полугодия вводятся специальные занятия по заучиванию стихотворений на память (1 занятие в месяц). В соответствии с программой для заучивания наизусть выбираются небольшие тексты.  Стихи, с которыми воспитатель знакомит дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными пониманию детей, способными вызвать у них определенные эмоции

     Для детей 1 младшей группы необходимо подбирать стихи небольшие по объему  (4-5 строк), близкие и понятные по смыслу, ритмичные. Они обязательно должны иметь динамику, музыкальную рифму, передавать полное действие. В большей степени этим требованиям соответствуют стихотворные формы устного народного творчества, такие как потешки («Ладушки, ладушки», «Идет коза рогатая», заклички, песенки) Для детей старших групп  подбираются стихи с более сложным содержанием, при этом воспитатель учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

     Произведение заучивается все сразу: это необходимо для целостного понимания его смысла, структуры образов, гармонии созвучий. Дробление стихотворения на строчки для заучивания на разных занятиях недопустимо, так как разрушает его восприятие, а следовательно, мешает восприятию.

     Хоровое заучивание стихотворений в детском саду не рекомендуется!!!

Занятие обычно строится по плану:

  1. Вступительная реплика или небольшая беседа воспитателя
  2. Чтение воспитателем всего текста
  3. Повторение всего текста ребенком с хорошей памятью
  4. Повторение всего текста ребенком со слабой памятью

Структура занятия в 1 младшей группе

Чтение стихотворения воспитателем

Методы и приемы: всегда сопровождается выполнением активных действий (сгибание и разгибание пальчиков, хлопанье в ладоши, покачивания и т.п.), образец выразительного чтения воспитателем, игровые приемы (чтение стихотворения Н. Галиновской «Калыханка» можно сопровождать игрой с куклой, стихотворение Т. Кляшторонй «Гаспадыня» сопровождать игрой «Угостим Мишку чаем»)

Чтение стихотворения детьми (по желанию)

Методы и приемы: воспитатель заинтересовывает детей рассказывать стихотворение, подсказывает слова или целые строки, обращает внимание детей на интонационную выразительность чтения, особенно в тех произведениях, где присутствует диалог; воспитатель предлагает повторять строчки вместе с ним; воспитатель начинает – ребенок заканчивает строку.

2 младшая, средняя группы

Вступительная беседа, игровая или проблемная ситуация

Методы и приемы: вопросы , связанные с содержанием текста; воспитатель предлагает детям припомнить аналогичные события; рассматривание картин, игрушек, предметов, животных или растений, наблюдения, опыты; игровые ситуации.

Так, при заучивании стихотворения Я. Коласа «Песня аб вясне» педагог вспоминает вместе с детьми какие изменения произошли в природе, что интересного и  нового они заметили у весны по дороге в детский сад. Можно рассмотреть репродукцию картины Левитана «Март», отметить, какие приметы, отображенные на этой картине, рассказывают о приходе весны.

Чтение стихотворения воспитателем

Анализ стихотворения

Методы и приемы: вопросы ставятся таким образом, чтобы выявить, понятен ли текст детям, а так же с целью закрепления отдельных слов и выражений, поэтому желательно включать в вопросы слова и выражения с самого стихотворения

Повторное чтение стихотворения воспитателем с установкой на запоминание

Чтение стихотворения детьми с хорошей памятью

Методы и приемы:

Воспитатель подсказывает слова или целые строки, обращает внимание детей на интонационную выразительность чтения; инсценировка (воспитатель читает слова автора, а дети выполняют роли); «расскажи стихотворение руками» (отработка жестов, мимики)

Чтение стихотворения детьми со слабой памятью

Методы и приемы:  детям со слабой памятью воспитатель помогает: ободряет словом, жестом, взглядом, подсказывает слова, на первых порах просто учит  имитировать фразы

Старшая группа

Предварительная работа в других видах деятельности

Методы и приемы: рассматривание картин, игрушек, предметов, животных или растений, наблюдения, опыты; игровые ситуации.

Так, заучивание стихотворения Сяргеяновіка-Пяюна «Восень залатая» предупреждает наблюдение  за явлениями природы осенью, определение ее цвета, запаха, звуков. Перед тем как учить стихотворение Рыгора Барадуліна “Загадкі на градках” дети рассматривают настоящие овощи и т.д.

Вступительная беседа, игровая или проблемная ситуация

Методы и приемы:

Слушание музыки. Музыка помогает более глубокому восприятию художественного текста. Многие музыкальные пьесы отображают явления природы «Лесные сцены» Шумана, «Весна» Эдварда Грига, «Времена года» П.И. Чайковского и др. Перед тем как слушать с детьми музыкальное произведение , воспитатель дает установку, что дети должны увидеть в воображении те картины, которые рисует своей музыкой композитор. Ну а затем идет чтение стихотворения.

Чтение стихотворения воспитателем

Уточнение значения слов и словосочетаний

Повторное чтение стихотворения воспитателем

Анализ стихотворения

Методы и приемы:

«Устный рисунок» (вспомнить и устно нарисовать свои впечатления)

Дети старшего возраста легко запоминают текст, но не всегда усваивают его содержание. Если поэтическое произведение относится к пейзажной лирике, то воспитатель должен помочь детям увидеть, почувствовать и запомнить картину, которую создал поэт, услышать мелодию стихотворения, его настроение. При этом очень важно обратить внимание на тот образный язык, которым написано стихотворение, его ритм.

Во время беседы детям желательно предложить следующие вопросы:

«Что ты представляешь, когда слышишь эти строки?»

«Что ты чувствуешь, читая их?»

«Слышишь ли ты музыку?»

«Какая она, веселая или грустная?»

«»Встречался ли ты с таким в жизни?

«В каком случае ты захотел бы прочитать это стихотворение вновь?» и др.

Повторное чтение стихотворения воспитателем с установкой на запоминание

Чтение стихотворения детьми с хорошей памятью

Чтение стихотворения детьми со слабой памятью

Методы и приемы:

Ребенок читает стихотворение от начала до конца, воспитатель подсказывает только отдельные слова или ставит наводящие  вопросы к тем словам, которые забыл ребенок. При заучивании стихотворения Ніла Гілевіча “Наша матулька” можно помочь ребенку вопросами “Як клапацілася аб нас наша матулька?”, “Што вучыла казаць роднай моваю?”

Подражая воспитателю, дети учатся читать стихотворение выразительно, воспитатель объясняет детям, как читать отдельные выразительные места стихотворения, где с умилением, где с вопросительной интонацией, где с грустью.

     Большие по размеру стихотворения «Жук і слімак» Максіма Танка, “Акраец хлеба” І. Муравейкі  и др. можно заучивать на протяжении двух занятий

Методика заучивания больших произведений:

1-е занятие

Предварительная работа в других видах деятельности

Вступительная беседа, игровая или проблемная ситуация

Чтение всего произведение воспитателем

Уточнение значения слов и словосочетаний

Анализ стихотворения

Повторное чтение первой части стихотворения воспитателем с установкой на запоминание

Чтение первой части стихотворения детьми с хорошей памятью

Чтение первой части стихотворения детьми со слабой памятью

2-е занятие

Чтение всего произведение воспитателем

Чтение первой части стихотворения детьми (1-2 ребенка)

Повторное чтение второй части стихотворения воспитателем с установкой на запоминание

Чтение второй части стихотворения детьми с хорошей памятью

Чтение второй части стихотворения детьми со слабой памятью

     Детей старшей группы можно на одном занятии знакомить с несколькими стихотворениями различных авторов на одну близкую тему. При этом одно стихотворение заучивается наизусть, а остальные читаются с дальнейшим художественным анализом. Детям очень интересно отыскать  в различных стихотворениях слова, которыми поэты передают одно и то же событие, сравнить, сопоставить их. Например на одном занятии можно послушать стихотворения Веры Вярбы «Бабуліны казкі», Васіля Віткі «Бабіны госці » и заучить стихотворение Авар’яна Дзеружынскага«Бабулі».

Чтобы  сформировать  элементарное осмысленное освоение литературного произведения , чтение и заучивание стихотворения целесообразно сочетать  с чтением рассказа или сказки. Так, заучивание стихотворения Дануты Бічэль-Загнетавай “Белая Русь”можно соединить с чтением рассказа Васіля Сухамлінскага  «Цяпер я ведаю, якая Беларусь»

     В содержание художественно-речевых занятий в старшей группе входит знакомство деетй с баснями. Большую сложность вызывает у дошкольников понимание алегоричного сожержания басен. Дети любят слушать басни, но воспринимают их , как сказку о животных. Чтобы помочь дошкольникам понять мораль этих произведений, педагог можит напомнить им какой-либо случай  в реальной жизни, што поможет детям провести анологию с содержанием басни. После выразительного чтения басни воспитатель проводит краткую беседу, которая поможет детям понять ее алегорический смысл.

Для того, чтобы дети не только хорошо запомнили стихотворение, но и не забывали их,  необходимо читать их чаще, повторять в свободное время, на праздниках, досугах,

      Хочется отдельно остановиться на технологиях и методиках предложенных

Н.А. Куксовой в своей книге «Художественное чтение в детском саду», которая вышла в 2001г. под грифом Министерства образования Республики Беларусь.

      Технология литературных этюдов-панорам в работе с детьми 5-7 г. жизни.

Методы:

Сравнение разных произведений одного, двух авторов и определение их характера

Сравнить произведения об одном и том же явлении разных писателей, поэтов

«Эффект присутствия автора»

Использование живой наглядности

«Мастерская слова»

«Театральная минутка»

«Турнир чтецов»

«Музыкальная гостиная»

«Моделирование» и др.

                                         

                                          

Литература:

Учебная программа дошкольного образования. – Минск ; Нац.ин-т образования, 2012.

Дубініна, Дз.М. Родныя вобразы ў паэтычным слове: дапам. для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашк. адукацыі: у 2ч. – Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер”, 2008.

Дубініна,  Дз. М., Старжынская Н.С. Мастацка-маўленчая дзейнасць у дзіцячым садзе: Дапам. для педагогаў дашк. устаноў. – Мн.: Нар. асвета, 1999.

Куксова,  Н.А. Художественное чтение в детском саду: Пособие для педагогов дошк. учреждений- Мн.: Университетское, 2001.

Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для учащихся по спец. дошк. пед./ Л.П. Федоренко и др. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.

2 младшая, средняя группа

Вступительная беседа, игровая или проблемная ситуация

Чтение стихотворения воспитателем

Анализ стихотворения

Повторное чтение стихотворения воспитателем с установкой на запоминание

Чтение стихотворения детьми с хорошей памятью

Чтение стихотворения детьми со слабой памятью

Старшая группа

Предварительная работа в других видах деятельности

Вступительная беседа, игровая или проблемная ситуация

Чтение стихотворения воспитателем

Уточнение значения слов и словосочетаний

Повторное чтение стихотворения воспитателем

Анализ стихотворения

Повторное чтение стихотворения воспитателем с установкой на запоминание

Чтение стихотворения детьми с хорошей памятью

Чтение стихотворения детьми со слабой памятью

1 младшая группа

Чтение стихотворения воспитателем

Чтение стихотворения детьми с хорошей памятью

Чтение стихотворения детьми со слабой памятью

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.