Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

Личностно-ориентированный подход

Дата: 14 мая 2017 в 20:59, Обновлено 14 мая 2017 в 21:03

Cеминар "Личностно ориентированный подход в образовании детей"

Цель: обобщить и актуализировать у участников семинара знания о личностно-ориентированном обучении.

План:

1. Основные положения личностно-ориентированного обучения.

2. Личностно-ориентированные технологии в  образовании детей.

3. Дифференцированный подход в обучении с учётом психофизиологических особенностей обучающихся. Психологический практикум.

Оборудование: компьютер, экран, презентация Power Point по теоретическому содержанию семинара (Приложение 1), таблицы «Ключевые понятия личностно-ориентированного обучения» (Приложение 2), набор карточек «Заповеди педагогического общения» (Приложение 3), сценарий проведения психологического практикума (Приложение 4), раздаточный материал: «Типы темперамента. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом типа темперамента» (Приложение 5), бланки с тестом А. Белова «Формула темперамента» (Приложение 6), памятка «Темперамент педагога» (Приложение 7), «Типы людей по сенсорной модальности» (Приложение 8), «Половая дифференциация» (Приложение 9).

1. Основные положения  личностно-ориентированного обучения

1.1. Определение личностно-ориентированного обучения

Динамическое развитие  общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

При реализации такого подхода процессы обучения  и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация ребенком заданных педагогических воздействий, а “встреча” задаваемого и субъектного опыта, своеобразное “окультуривание” последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет “вектор” индивидуального развития.

Принципы и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся

По мнению доктора педагогических наук, профессора Степанова Е.Н. можно выделить следующие принципы личностно-ориентированного подхода: самоактуализация, индивидуальность, субъективность, выбор, творчество и успех.

Сравнение  традиционной и личностно-ориентированной модели обучения

Система личностно-ориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования. Перед каждым учителем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.

Признаки традиционных технологий обучения:

  • трансляция готового учебного содержания.
  • изложение нового материала – монолог учителя.
  • диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень общения у учащихся.
  • основные функции учителя – информирующая, контролирующая и оценивающая.
  • единообразие в содержании и формах ученической деятельности.
  • ориентация на формирование личности с заданными свойствами.
  • надзор вместо управления.

Особенности личностно-ориентированных технологий  

ЦЕЛЬ – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

СРЕДСТВА достижения  педагогом этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрение ученика за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других учеников в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Основные подходы личностно-ориентированного образования

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Различия основного количества учащихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация осуществляется путем деления класса (учебной группы, коллектива) для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном).

 Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

РАЗМИНКА «Заповеди педагогического общения»

Разминка проводится с целью психологической разгрузки, переключения внимания, эмоционального настроя на дальнейшую работу.
Педагогам предлагается достать из шляпы и громко прочитать утверждение, соответствующее личностно-ориентированному подходу в образовании. Приложение 1

В образовании детей наиболее часто применяются такие технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе как:

– педагогика сотрудничества;
– технология полного усвоения знаний;
– адаптивная система обучения;
– технология исследовательского обучения;
– технология игрового обучения;
– технология модульного обучения;
– технология разноуровневого обучения;
– дифференциация и индивидуализация обучения.

Целевые ориентиры технологий, основанных на педагогике сотрудничества, заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку, а также в единстве обучения и воспитания.

Для технологии полного усвоения знаний характерно то, что уровень знаний единый, а время, методы, формы и условия труда для каждого ученика различны (спортивные секции, группы театрального, хореографического коллективов).

Адаптивная система обучения – обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания (работа в парах сменного состава).

Технология исследовательского обучения – поиск новых познавательных ориентиров (занятия по естественнонаучному циклу дисциплин) в лабораторных исследованиях.

Технология игрового обучения – готовые игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом: “Кораблекрушение”…

Технология модульного обучения – самостоятельное достижение цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это функциональный узел, программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности.

Технология разноуровневого обучения – для ученика отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям для усвоения учебной программы.
Более подробно следует остановиться на дифференциации и индивидуализации обучения, т.к. именно эти подходы составляют методическую основу многих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания.

3.  Дифференцированный подход в обучении с учётом психофизиологических особенностей детей. Психологический практикум.

Одним из наиболее часто встречающихся на практике подходов личностно-ориентированного обучения является дифференцированный подход.

Чаще всего за основу дифференциации берётся разный уровень способностей учащихся: слабоуспевающие, «середнячки», «отличники». Традиционная методика  обучения построена на практике единого, нивелированного, безличностного подхода к школьникам: деление на классы  в школе или учебные группы в УДО осуществляется по формальному признаку; все учащиеся при одной и той же методике, при одном и том же учителе приходят к одним и тем же знаниям и умениям, изучают единый учебный материал. А дифференцированный подход в большинстве случаев предполагает лишь заготовку разноуровневых заданий.

Однако каждый человек индивидуален не только своими интеллектуальными способностями, глубоко индивидуальны его личностные особенности, поэтому термин «дифференцированный подход» на самом деле гораздо шире: дифференциации в обучении должны подлежать способности и интеллект, темперамент и характер человека, его ведущая сенсорная модальность, половая принадлежность и др. — которые обладают общей фундаментальной характеристикой, а именно: в совокупности выступают как единое целое и отличают одного человека от другого.

Актуальность данного вопроса обусловлена необходимостью перехода от формально-группового подхода в обучении к дифференцированному обучению школьников в зависимости от их индивидуально-психологических (психофизиологических) различий.

Темперамент

Итак, начнём с одной из самых значимых психических особенностей человека - его темперамента. Темперамент - устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих различные стороны его психической деятельности. Представляет собой общую характеристику высшей нервной деятельности человека и выражает основные природные свойства нервной системы.

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте болезнями, особеннстями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.

Практическое задание: (педагоги вытягивают карточки с названием типа темперамента). Вы все неплохо знаете характеристики каждого типа темперамента. Объединитесь по группам в соответствии с вытянутыми карточками и попробуйте составить обобщённую характеристику того типа темперамента, который вам достался (работа в группах, представитель от группы озвучивает характеристику, затем просмотр слайда).

Приложение 5

В зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Цель воспитания заключается, следовательно, не в том, чтобы переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы планомерно добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой - ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.

Помня, что любое свойство темперамента имеет свои плюсы и минусы, надо, опираясь на положительные стороны, ослаблять отрицательные. Благодаря пластичности нервной системы мы можем влиять на темперамент, но меры воздействия следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали недостатки темперамента и развивали бы его сильные стороны. Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера: овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.

Практическое задание: учитывая положительные и отрицательные качества доставшегося вам типа темперамента, составьте правила организации учебной деятельности ребёнка такого типа (обсуждение, затем работа с текстом методических рекомендаций).

Приложение 5

Здесь следует отметить, что чистые типы темперамента в жизни встречаются довольно редко, чаще у человека смешанный тип темперамента с преобладанием одного из них. Поэтому при организации учебно-воспитательного процесса мы делаем акцент на преобладающий тип, но не должны игнорировать и проявления других особенностей ребёнка.

Кроме того, важно помнить, что любой педагогический процесс — двусторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика. Установлено, что способы выполнения педагогической деятельности зависят от темперамента, хотя темперамент не определяет результатов этой деятельности.

Зная особенности темперамента, учитывая его проявления в педагогической работе, следует опираться на положительные черты и сдерживать, тормозить нежелательные.

 Положительными чертами являются:

·       активность, энергичность, страстность холерика;

·       подвижность, живость, эмоциональность сангвиника;

·       неторопливость, сдержанность флегматика;

·              мягкость, отзывчивость, тактичность, глубина и стойкость чувств меланхолика.

Отрицательные черты:

·      при холерическом темпераменте часто проявляется несдержанность, резкость, аффективность;

·      при сангвиническом — непостоянство, легкомысленность, поверхностность;

·      флегматик может быть очень медлительным, безразличным, вялым,

·      меланхолик - замкнутым, нерешительным, с повышенной тревожностью, невысокой

трудоспособностью, быстрой утомляемостью, истощаемостью нервной системы.

Сравнивая уроки, которые проводят учителя сангвинического и флегматического темпераментов, нельзя утверждать, кто из них работает лучше. Успех обусловлен тем, что каждый работает с максимальным учётом личных качеств, в индивидуальном стиле.

Медлительность, вялость учителя-флегматика должны компенсироваться тщательной подготовкой, продумыванием разнообразных форм и методов работы, оттачиванием педагогической техники. При этом действия учителя становятся быстрыми и оперативными. Учитель- сангвиник должен помнить о своей подвижности, эмоциональности, следить за тем, чтобы уроки не приобретали развлекательного характера, излишне не возбуждали учащихся; сангвиник должен ограничивать свою торопливость. Механизмы адаптации к профессии вносят свои коррективы и определяют выработанный индивидуальный стиль.

Практическое задание: А знаете ли вы, уважаемые педагоги, какой у вас преобладающий тип темперамента. Предлагаю вам тест для самодиагностики (бланки с тестом «Формула темперамента» Белова).

Приложение 6

После самодиагностики педагогам предлагаются памятки по учёту педагогами собственного типа темперамента в профессиональной деятельности.

Приложение 7

Педагогам необходимо и очень важно знать особенности своего темперамента и учитывать их проявление в педагогической деятельности - опираться на положительные черты, использовать свои сильные стороны и сдерживать, тормозить отрицательные, преодолевать негативные стороны темперамента. Учитывая свой тип темперамента можно добиваться высоких результатов в учебной и воспитательной работе.

Ведущая репрезентативная (сенсорная) система (модальность) 

Любой психический процесс, в том числе и общение, на котором построено обучение, начинается с восприятия. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого — сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но, тем не менее, последовательность. У каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим.

Кроме того, следует отметить, что люди не только воспринимают информацию по-разному, но и думают по-разному, в соответствии трём основным сферам сенсорного опыта — визуальной (зрительное восприятие), аудиальной (слуховое восприятие) и кинестетической (обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие).

Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но одна из трех систем представления сознанию информации обычно развита лучше других. При вспоминании образов из менее развитой системы человек обычно опирается на более развитую, ведущую. Запоминая важную информацию, её необходимо перевести вначале в ведущую систему, а затем во все остальные.

Ведущая сенсорная система человека оказывает своё влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми, а также на успешность в обучении детей.

Практическое задание: Ознакомьтесь с характеристикой типов людей по сенсорной модальности. Охарактеризуйте нескольких из Ваших учеников по типу сенсорной модальности (каждый педагог работает индивидуально, заслушивается 3-4 педагога).

Приложение 8

В реальной педагогической практике педагог должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица и жесты, вызывая определённые эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.

Многосенсорное представление информации в учебной деятельности позволяет учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.

Учитель и ученики неточно понимают друг друга, если обмениваются информацией в терминах разных модальностей. Использование же одной общей модальности способно обеспечить доверительные отношения автоматически, на подсознательном уровне. Кроме того, учитель может использовать нейтральные слова, подходящие к любой модальности: думать, знать, понимать, воспринимать, помнить, верить, уважительный, изменчивый и т.д.

Работа учителя в трёх модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявление ведущей модальности каждого конкретного ученика.

Практическое задание: Ознакомьтесь с рекомендациями по учету типа сенсорной модальности в учебном процессе. Проанализируйте, какие из предложенных приёмов Вы используете, а какие Вам предстоит освоить (работа в группах, обсуждение).

Приложение 9

Половая дифференциация

Современное образование предлагает бесполый подход к обучению. При одной и той же образовательной методике, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям, но разными путями, используя разные стратегии мышления. Это связано с половыми различиями в организации мозга.

Дифференцированное проявление половых различий приводит к различным типам мышления, восприятия информации, эмоциям. Деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников должна учитывать половые различия.

Практическое задание: Рассмотрите подходы к организации учебного процесса девочек и мальчиков. Сформулируйте основные позиции дифференциации по данному принципу. Давайте вместе подумаем, возможно ли ответить на вопрос: «Кого легче обучать – мальчиков или девочек?» (работа в группах, обсуждение).

Приложение 9

Закончить наш психологический практикум хочется двумя замечательными высказываниями:

«Каждый человек — это книга, надо только суметь прочитать её»

Уильям Ченнинг

«Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других – вот залог счастья и успеха в   любой области деятельности.

Г. Селье

РЕФЛЕКСИЯ семинара, упражнение "Кейс"

Подумайте и назовите, какие знания, выводы, приёмы вы возьмете в свой кейс, если можно поместить только три.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог семинара, следует отметить, что сегодня были рассмотрены лишь общие принципы личностно-ориентированного подхода. Пользуясь ими, можно самостоятельно конструировать собственную технологию обучения.
Современный этап развития образования – общего и дополнительного, характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Гизбург Ф. Заповеди педагогического общения//Воспитание школьников, 2003 – № 4.
  3. Дейч Б.А. Личностно ориентированные технологии в дополнительном образовании детей: Материалы сайта Института молодёжной политики и социальной работы НГПУ, 2011.
  4. Иванченко И.Д. Занятия в системе дополнительного образования детей. – Ростов-на-Дону, 2007.
  5. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.
  6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002.
  7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.
  8. Эффективный учитель/авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.