Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

Психологические минутки в детском саду

Дата: 29 июня 2017 в 21:58

Психологические минутки в детском саду

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, что дает душевное равновесие и жизнеутверждающее поведение. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это способствует гармоничному развитию личности ребенка. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять его своим телом. Активная умственная деятельность, эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которая, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас  энергии. Что бы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело, в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. 

Релаксация. Педагог под музыку проговаривает текст, в котором даются различные позитивные установки («вам хорошо, спокойно, приятно…»). На начальном этапе для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт (поглаживания…). По окончании релаксации дети садятся и выполняют 3-4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Длительность = 3-5 минут. 

Текст: Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку! Она порхает с цветка на цветок. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка. Какие у вас яркие, большие крылья. Наслаждайтесь ощущением плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем красивых и ярких цветов! Найдите самый красивый цветок – подлетите к нему. Вы чувствуйте аромат цветка. Вдохните еще раз его аромат…и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

Так же предлагаются упражнения на развитие саморегуляции – она снимает физическое и психическое напряжение, формирует навык саморегуляции. Детям в игровой форме предлагается выполнить упражнение. В режиме дня это может быть во время занятия – вместо физкультминутки, или любой другой момент, когда необходимо собрать внимание, организовать детей на какой либо вид деятельности. Продолжительность – 1-3 минуты. В младшем школьном возрасте эти упражнения включают работу с кистями рук: сжимание и разжимание кулака , хлопки, встряхивание… В среднем и старшем возрасте эти упражнения задействуют все группы мышц. 

Для детей с 2х лет: «Комарик» - представьте, что поймали комарика – спрячьте его в кулачке. Через несколько секунд дети  разжимают кулачек – « лети, комарик!».

«Прятки» - педагог предлагает детям поиграть в прятки с ежиком. Ежик отворачивается, а дети прячутся – обхватывают себя руками и замирают.

Для детей старшей и подготовительной группы: «Лимон» - опустить руки вниз и представить себе, что в руке находиться лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать руку, чувствуя, как она напряжена, а затем, бросить «лимон» и расслабить руку. Руки менять по очереди. 

«Пара» - стоя друг на против друга касаются выставленными вперед ладонями. С напряжение выпрямить левую руку – сжимая при этом правую руку партнера. И наоборот. 

«Солнечный зайчик» - солнечный зайчик взглянул тебе в глаза – закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай осторожно, чтобы не спугнуть – голову, шею, живот, руки, ноги. Он не озорник, он любит тебя, а ты – подружись с ним.

«Снеговик» - превратились в снеговиков. Дети разводят в стороны напряженные руки, надувают щеки и стоят неподвижно. «Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко и снег начал таять». Дети постепенно расслабляются, опускают руки, подставляют лицо солнышку и приседают на корточки. Упражнение повторяется 3 раза. 

Применяются и психологические игры. Они объединяют детей, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать других людей, корректируют нарушения поведения детей. Психологическими можно назвать любые игры, в которых решаются задачи социализации, психоэмоционального развития, сплочения коллектива детей. Проводятся в любое удобное время и длятся 5-20 минут. 

Для детей с 2х лет: «Кукла» - педагог читает текст, а дети делают соответствующие движения. Тихо, куколка, сиди. Мою маму не буди (дети тихо сидят на корточках), прыгай, кукла, веселей. Буди маму поскорей (прыгают и хлопают в ладоши)! 

Для детей с 4х лет: «Доброе животное» - участники встают в круг, берутся за руки. «Мы – одно, большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» все прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. «А теперь, подышим вместе. Вдох – все делают 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад». И т.д.

«Комплименты» -  сидя в кругу, дети берутся за руки. Один ребенок говорит соседу приятные слова, за что-то его хвалит. Принимающий комплемент говорит «спасибо», кивая головой и дарит свой комплемент в ответ. Упражнение проводится по кругу. 

«Слепой и поводырь» - педагог расставляет по залу несколько стульев и делит детей на пары. Один ребенок в паре исполняет роль «слепого», другой – «поводыря». «Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья. Затем участники меняются ролями. 

«Подарки» - дети стоят (или сидят) в кругу, педагог говорит, что сегодня вы можете подарить и получить «подарок». Со словами «я сегодня хочу подарить тебе…» и описывает то, что он хочет подарить (это может быть все, что угодно – настроение, цветок, сладости, объятия…) чем необычнее будет подарок, тем лучше. 



Упражнения на координацию движений. 

Ребенку показывают какое-либо несложное действие, а затем предлагается закрыть глаза и воспроизвести его (хлопки в ладоши, ноги в стороны, наклон к правой ноге – хлопок, наклон к левой ноге – хлопок, вращение руками, присесть…). 

Массаж кистей рук.


1. Необходимо 5-6раз в день выполнять по 20 сгибаний и разгибаний вперед-назад, а так же сгибание пальцев.

2. Вращательные массирующие движения от кончиков пальцев к их основаниям (как будто надеваем тугую перчатку). 

3. Положить кисть на поверхность стола, пальчики слегка расставлены, «приклеены» к поверхности. Начинаем поднимать мизинец, следя за тем, что бы другие пальцы оставались неподвижными, затем несколько раз приподнимаем каждый палец. 

4. «Замок». Сложить руки в «Замок» и тянуть их: 1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад потянуться руками вверх; руки за спиной в замке, тянуть руки верх. 

5. «Мельница». Представить, что руки это лопасти мельницы, которые могут вращаться в разные стороны 

6. «Море». На море плещутся волны, большие и маленькие (сначала одной рукой, а затем другой рисуют в воздухе волны; руки сцепить в замок и рисовать в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (синхронные волнообразные движения всей рукой вперед), они вместе, а потом по очереди ныряют в воду. За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Вот как двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами медузы (руки, сжатые в кулаки, резко сжимаются и разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

7. «Волна». Стоя в кругу, ведущий делает волну руками и передает ее другому участнику. Дети учатся не только управлять своими движениями, но и взаимодействовать с окружающими.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.